Ознакомление с мини-баскетболом обосновано стремлением приблизить игру к младшим школьникам и таким образом решить две задачи: обогатить арсенал средств, используемых в физическом воспитании учащихся, и сократить путь юных баскетболистов к овладению техникой и мастерством.
В основе игры в мини-баскетбол лежит современный баскетбол, приспособленный для детей 8—12 лет. Приступая к ознакомлению учащихся с основами игры в мини-баскетбол, учитель физической культуры объясняет, что цель играющих — забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.
Занимающиеся убеждаются в том, что площадка и разметка поля такие же, как и в баскетболе. На обоих концах площадки параллельно лицевым линиям помещаются подвесные щиты (рис. 1). Нижний край подвесного щита должен быть на высоте 2 м 35 см от уровня площадки. Размеры щитов: высота — 90 см, ширина — 1 м 20 см. К щитам на высоте 2 м 60 см от уровня площадки прикрепляются корзины. Диаметр кольца — 45 см, длина сетки —40 см. Конструкция подвесных щитов не очень сложная, и их можно изготовить своими силами (рис. 2). Мяч должен иметь форму шара, покрышка может быть кожаной, синтетической или резиновой. Длина окружности и вес мяча меньше, чем для игры в «большой» баскетбол.
Состав команды. Каждая команда состоит из десяти игроков — пяти играющих на площадке и пяти запасных (обязательно).
Игра слагается из двух таймов, продолжительность каждого 20 мин., между которыми дается перерыв 10 мин. Каждый тайм де¬лится на два десятиминутных периода с обязательны/и двухминутным перерывом между ними. В коде игры при попадании мяча в корзину команде начисляется 2 очка, а если мяч заброшен со штрафного броска — 1 очко. Игра может; закончиться победой одной из команд, или; ничьей.
Замена игроков. Каждый игрок команды должен участвовать в игре минимум в течение одного десятиминутного периода. В течение первых трех периодов замены могут проводиться только во время перерывов. К концу третьего периода все десять игроков каждой команды должны принять участие в игре в течение одного или двух периодов (но не более двух). В четвертом периоде по просьбе тренеров каждой команде дается один минутный перерыв. Во время этих перерывов оба тренера могут произвести замену игроков.
Что касается непосредственных правил ведения игры в мини-баскетбол, то они ничем не отличаются, от правил игры в баскетбол и поэтому нет необходимости на них останавливаться. Следует лишь определенным образом подчеркнуть, что игра в мини-баскетбол, как и в «большой» баскетбол, будет практически невозможной, если учитель физической культуры кроме включенных в программу упражнений не познакомит занимающихся и с такими техническими приемами, как передвижения в защите, остановка в два шага, не изучит с учащимися технику поворотов.